Эммануил Виторган: «Полвека на сцене!» интервью для газеты "Сочинский бульваръ"  

Эммануила Гедеоновича Виторгана в нашей стране не знает только человек ни разу не посещавший театр и не знакомый с российским кинематографом. Его яркие неповторимые характерные роли в театре, его такие близкие и подкупающие своей искренностью и точностью персонажи в семи десятках кинолент, оригинальная актерская манера и высокий уровень профессионализма – вот лишь несколько черт актера, который завоевал сердца миллионов зрителей нашей страны.
Зайдя в гримуборную народного артиста России Эммануила Виторгана, обращаюсь к нему по поводу интервью для газеты «Сочинский бульвар». Он широко улыбается, видя на первой полосе газеты своего знакомого, художественного руководителя Русского камерного балета «Москва» Николая Басина. Виторган любезно соглашается, он полон чувства собственного достоинства, уважения к своему актерскому делу и какой-то неуловимой кротости. Удивительные мудрые глаза излучают добро и внутреннюю силу.
- Вы отмечаете 50-летний юбилей творческой деятельности. Актерская профессия была Вашей мечтой?
- Я никогда даже предположить не мог, что буду заниматься чем-то другим! Я работаю для того, чтобы люди, приходящие в театр понимали, для чего живут. Мы живем не для того, чтобы драть друг другу глотки по любому поводу, а для того, чтобы помогать ближним, созидать. Только однажды у меня возникла мысль оставить профессию. Когда произошел этот жуткий случай с захватом заложников в театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». На какую-то секунду я понял, что зря пошел в эту профессию, если есть люди, которые так поступают. Но мои друзья стали объяснять мне, что я не должен покидать сцену. Потому что далеко не все еще слышали то, что я хотел «человекам сказать». Есть молодые люди, которые в этом нуждаются. Я получил ту профессию, о которой мечтал. У меня были потрясающие родители, были замечательные учителя, партнеры по сцене. В своей жизни я поработал с людьми, о которых каждый артист может только мечтать. Это Георгий Александрович Товстоногов, Андрей Попов, Андрей Александрович Гончаров, с которым я 20 лет прожил в театре им.Маяковского. Я называю имена наших «могикан». Работал и со следующим поколением режиссеров – с Анатолием Васильевым, Иосифом Райхельгаузом, Борисом Морозовым, Романом Виктюком. Я работал честно, отдавался настолько, на сколько мог, на сколько позволяли мои способности.
- Ваши роли в кино и театре достаточно разнообразны. Для Вас интереснее раскрывать характер положительных или отрицательных героев?
- Я никогда не отказывался от ролей, так называемых, отрицательных персонажей! До недавнего времени некоторые положительные герои описывались очень странно. Иногда казалось, что они не знают, откуда дети берутся. А отрицательные герои выписывались сценаристами лучше, точнее. Мне всегда было интересно, почему люди появляются на свет одинаково, но из них кто-то становится добрым, а кто-то - нет. Наверное, такие люди что-то недополучили в жизни. Главная беда этих людей – зависть. Это страшная штука! Я знаю точно, пребывание в состоянии зла и зависти – не самый лучший вариант проживания на свете!
- Вы говорили о своих учителях в высшей школе, о великих режиссерах, с которыми довелось работать в театре… Что вы думаете о новом поколении актеров, о нынешних студентах театральных ВУЗов, их дальнейшей судьбе?
- Мне не хочется выглядеть брюзжащим дедушкой, но действительно актерская школа сейчас неважная. Ушли педагоги, ушли в громадном большинстве своем. Пришли на их место бывшие актеры и режиссеры с гораздо меньшим опытом. Молодые актеры, конечно, хорошие и, конечно, очень разные. Меня уговаривали набрать курс. Я отказался, потому что это жуткая ответственность. Я понимал, что азы мы им сможем дать, но как потом ребят трудоустраивать? Это самое важное. Сегодня никто из студентов, учащихся в Москве и Санкт-Петербурге, не хочет после окончания институтов уезжать из столиц. А мы уезжали. Набирались опыта. Я уехал после Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии в Псков, хотя меня распределяли в театр им.Пушкина, ныне Александринку. Но в то время молодые люди не играли Ромео и Джульетт. Их играли народные артисты…
- Вы признанная звезда российской сцены и кинематографа. Приходилось ли Вам отказываться от предложенных ролей и, если да, то почему?
- Я много отказывался от ролей. Хотя есть несколько проектов, в которых я принимал участие, и мне было стыдно. Пошел на это потому, что сегодня материальная часть стала главенствовать. У нас этого не было, была зарплата, и все… А что касается «звезды» сцены… Я называю нас «звездунами». «Звезды» - это достояние государства. Оно обеспечивает их, заботится об этих людях. И сегодня, когда я вижу, как уходят актеры, которых народ буквально носил на руках, мне становится больно. Они уходят в нищете. Я не хочу уходить в нищете. Вот почему мне приходится соглашаться на то, на что я бы никогда не согласился раньше. Вот почему я сегодня являюсь соучредителем химчистки. Сейчас многие представители творческих профессий являются соучредителями небольших предприятий бытового обслуживания. Не металлургических заводов, заметьте. И то, что все эти предприятия ориентированы на человека, в этом, видимо, тоже сказывается профессия.
- Все же о Вашем юбилее, с какого момента начинается точка отсчета Вашей творческой деятельности?
- Считается, что впервые я вышел на сцену после 10 класса, в 17 лет. Институт, дипломные спектакли… Сейчас в связи с круглой датой я решился на моноспектакль. Тем самым я хочу отблагодарить людей, которые со мной мучались целых 50 лет. Причем, я сам режиссер и сценограф, потому как не хочу, чтобы на кого-то валились за это шишки, пусть сыпятся на меня! В нашей профессии, будь ты даже народным артистом - каждый день ты начинаешь с нуля. Каждая роль с нуля.
- Вы приехали со спектаклем израильского театра «Гешер» «Поздняя любовь» Валерия Мухарьямова, поставленным по новелле Нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера. Что ожидать от этой постановки?
- Этот спектакль видели в Израиле, Германии и вот теперь в Сочи. Московская премьера состоялась совсем недавно. Мне очень нравится играть в кампании замечательных актеров Леонида Каневского и Клары Новиковой. Клара играет здесь очень здорово. Для нее это был определенный риск – из своего жанра, где она на сцене одна, перейти к работе несколько иного плана совместно с партнерами. Она принесла эту пьесу, предложила ее нам. Так что, многое состоялось благодаря Кларе.
- Ваши отношения с городом Сочи. Какие они?
- В Сочи я бывал несколько раз. Конечно, Сочи – это, прежде всего, море, замечательная Красная Поляна, «Кинотавр». Несколько лет мы с Аллочкой Балтер, безвременно покинувшей нас, вели церемонии этого фестиваля. Очень много воспоминаний… У меня в Сочи есть друзья. Это Борислав Ягудин – в прошлом директор Сочинской филармонии. Очень творческий человек, мы дружим уже много лет. Я всегда с нетерпением жду выхода на сочинскую сцену, с удовольствием встречаюсь со зрителями вновь и вновь!

Беседовала
Марина Еремина

Hosted by uCoz